?

Log in

No account? Create an account

February 2016

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Tags

Powered by LiveJournal.com

Горепекин Фома Иванович (1874-?)

Выдающийся российский этнограф, исследователь и просветитель
Родился 7 июня 1874 г. в ст. Ессентукской Терской области. В 1891 г. Фома Иванович закончил Владикавказское 4-классное городское Николаевское училище, затем успешно поступает в Тифлисский учительский институт, но учиться не пришлось из-за отказа в казенной стипендии. В 1896 году окончил Владикавказское лесное училище.

В 1896 г. Горепекин начал обучение грамоте детей и взрослых в открывшейся во Владикавказе воскресной школе «грамотности». При его личном участии была образована и приведена в порядок «Общественная библиотека», состоявшая из 27 тысяч томов. Работа помощником лесничего и ревизором лесов Терской области позволяла проводить большую краеведческую и исследовательскую работу, научные исследования в области сельского хозяйства, ботаники, зоологии, этнографии, археологии. Ф.И. Горепекин состоял в течение 4 лет членом-корреспондентом Юрьевского и Тифлисского ботанических садов, был членом Владикавказского туристического общества, для которого составил в 1912 г. первый «Путеводитель по горам Терской области».
В 1921 г. при музее образовался Северо-Кавказский институт краеведения, для которого Ф. И. Горепекин лично собрал многие экспонаты и коллекции по истории ингушского народа. Главным открытием Фомы Ивановича стало, в том числе и по его личному мнению, обнаружение в могилах Магатэ, близ селения Салги, а затем и в других местах, знаков, которые он интерпретировал как знаки древней письменности ингушского и чеченского народов. По этому поводу Ф. И. Горепекин писал: «Факт открытия знаков древнего письма у ингушей есть сенсация в науке – как 3-й случай открытия на Кавказе, т.е. через 2225 лет после первой находки, во время правления царя Грузии – Фарнаваза, и через 1500 лет после второй находки Месропом, просветителем армян». По мнению Ф.И. Горепекина, результаты исследований этого вопроса должны были составить особый раздел этнографических материалов. К сожалению, научная интерпретация этого материала отсутствует до сих пор.
За годы исследовательской работы у Ф. И. Горепекина накопился огромный рукописный архив. В августе 1919 г. многие документы были переданы для обозрения и доклада на съезде горских народов. Ознакомившись с документами, депутаты съезда удостоили Ф.И. Горепекина почетного звания «Наха – сийдар», т. е. «Просветитель ингушей». После съезда документы были оставлены в кадетском корпусе, где проходили заседания. Оригинал первого ингушского букваря из этих материалов попал в руки профессора Н. Ф. Яковлева, который впоследствии в своих работах опирался на материал Ф.И. Горепекина как на источник в своих исследованиях.
Из-за отсутствия возможности публиковать работы в России, ученый переслал их – а это до 6 тысяч писаных страниц – в Лондонскую Королевскую Академию наук в надежде на то, что там к ним будет проявлен интерес. Их судьба до сих пор неизвестна.
В 1929 – 1930 гг. Ф. И. Горепекин, в связи с ухудшением состояния здоровья и находясь в стесненных материальных условиях, обратился к директору Музея археологии и этнографии в Ленинграде академику Е.Ф. Карскому с просьбой опубликовать его работы.
Неоценим вклад Ф. И. Горепекина в разработку грамматики ингушского языка: им были составлены первый букварь и первый алфавит, сделан прямой и обратный словарь с энциклопедическим объяснением 5000 слов, а в 1922 г. власти Горской республики за проделанную работу присудили Ф.И.Горепекину премию в размере 1500 рублей золотом. По сути, он является первым ученым-исследователем народов Кавказа и предков народов Азии и Европы и первым исследователем истории ингушей.
Изучению ингушского народа посвящены многие рукописные труды ученого: (37 названий).
Азбука (алфавит) для графического изображения ингушской народной речи.
Грамматика ингушского языка.
О древней религии ингушей
«Древнейшие народы Северного Кавказа и ингуши».
О происхождении ингушского народа и др.
С некоторыми трудами Ф. И. Горепекина, касающимися ингушского народа, читатели впервые смогли познакомиться в книге «Труды Ф.И. Горепекина», изданной в 2006 г. стараниями ректора Ингушского госуниверситета А. М. Мартазанова и старшего научного работника Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) М. С-Г. Албогачиевой.
Лит.: Албогачиева М. «Печальник ингушского народа»: Фома Иванович Горепекин (1874-?)// Этнографическое обозрение, 2004 г., № 3.
С.СУЛТАНОВ

Comments